Егоров Виталий Михайлович

Преподаватель мастерства актера, высшая квалификационная категория.

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 20 ДЕКАБРЯ 1968

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ: ШКОЛА-СТУДИЯ МХАТ

ЗВАНИЕ: ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РФ

Родился в городе Корсунь-Шевченковский Черкасской области в семье водителя и повара. Детство Виталия Михайловича прошло на окраине маленького провинциального украинского городка, в частном доме со своим приусадебным, как сейчас говорят, хозяйством. Несмотря на это, мальчик всегда тянулся к высокому: почти окончил музыкальную школу по классу баяна, пел в хоре. Отучился два класса в физико-математической школе. Еще один класс — и Виталий Михайлович получил бы существенные льготы при поступлении на физмат МГУ. Однако хотел он другого.

Окончив девять классов, Виталий Михайлович отправился в Днепропетровск, в местное театральное училище, где, однако, драматического артиста в нем не разглядели и взяли на отделение кукольного театра. Спустя три года молодой человек получил специальность актера театра кукол, после чего его пригласили работать в Украинский музыкально-драматический театр Одессы.

Через некоторое время, когда Виталий Михайлович достиг призывного возраста, он оказался в рядах Вооруженных Сил. Службу проходил в Москве — в Театре Советской Армии. Тогда при этом театре формировалось воинское подразделение из артистов-немосквичей. Самым главным впечатлением для Виталия Михайловича как актера массовки стали репетиции с Олегом Борисовым, сыгравшим в спектакле «Павел I» заглавную роль.

Когда подошел к концу срок службы, перед Виталием Михайловичем встал вопрос, что делать дальше: возвращаться в Одессу и продолжать работу в местном театре или же попытать счастья в Москве. Стоял 1990 год. Свой очередной курс в Школе-студии МХАТ набирал Олег Табаков. Виталий Михайлович запрыгнул на ходу в уходящий поезд — попал к Табакову благодаря дополнительному набору. Однокурсниками молодого актера стали Сергей Безруков, Сергей Угрюмов, Дарья Юрская, Марианна Шульц, Дмитрий Бродецкий.

Виталий Михайлович признается, что на первом курсе опасался, что будет отчислен: вопрос об этом поднимался не раз. Молодого артиста не только не отчислили, но и во время обучения на втором курсе пригласили на роль Звездича в спектакле «Маскарад» чеховского МХАТа. Серьезной школой стали репетиции с Иннокентием Смоктуновским, назначенным на роль Арбенина. К сожалению, Смоктуновский скончался, не дожив до премьеры, и его роль отдали Олегу Ефремову. Звездича Виталий Михайлович сыграл около двадцати раз.

На третьем курсе, когда только готовились дипломные спектакли «Крыша» и «Поздняя любовь», в которых Виталий Михайлович сыграл главные роли, Владимир Львович Машков, ставивший «Страсти по Бумбарашу», пригласил актера на роль Лёвки. Эту роль, ставшую одной из лучших в творческой биографии Виталия Михайловича, он играл восемнадцать лет кряду.

Машкову Виталий Михайлович обязан еще одним творческим успехом: в 1994 году состоялась премьера одного из самых важных и успешных спектаклей «Табакерки» — «Смертельного номера». В нем Виталий Михайлович сыграл Белого клоуна.

Принятый в труппу Театра Табакова летом 1994 года, Виталий Михайлович сразу очутился в водовороте событий: за ролью в «Смертельном номере» последовали не менее значимые работы в спектаклях «Псих», «Анекдоты» и «Старый квартал».

В 1997–1999 годах результатом работы с режиссером, учеником Олега Табакова Александром Мариным стали роли Виталия Михайловича в комедии «Сублимация любви», шедшей без перерывов более пятнадцати лет, и в «Идиоте». В спектакле по роману Ф.М. Достоевского актер сыграл Князя Мышкина. Эта роль, ради которой он отказался принять участие в «Гамлете» Питера Штайна (режиссер предлагал ему роль Горацио), стала едва ли не самой заметной в репертуаре актера.

Но нельзя не отметить и другие работы Виталия Михайловича рубежа веков: Городулина — в «На всякого мудреца довольно простоты», Барона — в «На дне», Вальмона — в «Опасных связях».

В 2000-х Виталий Михайлович работал с такими режиссерами, как Юрий Бутусов, Константин Богомолов, Олег Тополянский, сыграв роли классического репертуара: Нехлюдова («Воскресенье. Супер»), Николая Кирсанова («Отцы и дети») и Подколесина («Женитьба»). Следующее десятилетие ознаменовалось плодотворным сотрудничеством с Евгением Писаревым, Аллой Сигаловой и Владимиром Львовичем Машковым и главными ролями в спектаклях «Кинастон» (Карл I), «Моя прекрасная леди» (Пиккеринг) и «И никого не стало» (Армстронг).

С 2010 года Виталий Михайлович преподает мастерство актера в Театральной школе Олега Табакова. Здесь им были поставлены дипломные спектакли «Пастух и пастушка», «Две стрелы» и «Вишневый сад». Некоторые из его учеников в настоящий момент работают в нашем театре. Весной 2015-го Виталий Михайлович дебютировал как постановщик в своем родном театре — к 70-летию Победы поставил вечер-посвящение «Жизнь свою за други своя…», ставший самым массовым спектаклем за всю историю «Табакерки» — в нем приняли участие более тридцати актеров. Зимой 2016 года на Сцене на Чистых прудах состоялась премьера спектакля Виталия Михайловича «На бойком месте».

В 2001 году Виталию Михайловичу было присвоено звание заслуженного артиста России. За роль Художника в спектакле «Старый квартал» артист был удостоен премии «Чайка» и театральной премии «Московского комсомольца».